В России растет «средний возраст» автомобиля.  Ранпресс решил выяснить, на чем ездят вологжане и какой политики придерживаются в выборе «железного коня».

Прадедушка «Ауди»

«Российский автопарк — довольно «престарелый», — в мае этого года заявило агентство «Автостат», — средний возраст легкового автомобиля превышает 10 лет».

При этом, если средний возраст легкового автомобиля отечественного производства равен 16,6 годам, то у иномарок он составляет 10,9 года.

Среди иностранных автомобилей самые «молодые» — китайские марки (6,6 года), возраст корейских автомобилей составляет 7,4 года, американских – 9,9 года. У европейских машин этот показатель составляет 10,8 года. А самые возрастные среди иномарок – представители японских брендов — 13,1 года.

Вологда подтверждает общероссийскую российскую статистику. Согласно последним данным, в столице региона всего зарегистрировано 120 тысяч 142 автомобиля.

Ранпресс нашел самое старое авто в Вологде, и это оказалась… немецкая «Wanderer» 1938 года выпуска. В 1945 году компания-производитель этих автомобилей влилась в автоконцерн Auto Union AG, который сегодня носит название Audi. Так что можно сказать, что вологодский «Wanderer», в некотором роде, прадедушка нынешней популярной марки бизнес-класса. Кстати, как пояснили нам в Управлении ГИБДД по Вологодской области, автомобиль был восстановлен в 1999 году и сегодня на ходу.

Жесткая экономия

Владельцы вологодских автосалонов считают, что стареющий автопарк напрямую связан с мировым и российским кризисом 2008-2014 года. «Прежде всего, с курсом доллара, который с 30 вырос до 60 рублей, — считает владелец автосалона «ЮК-Авто» Юрий Красильников. — За это время произошла перемена в сознании вологодских автолюбителей. Они стали выбирать более дешевые марки. Так называемых «народных» автомобилей больше нет. Дорого абсолютно все. Люди перестали бросаться деньгами, стали обслуживать автомобили, тратить деньги на содержание, а не на покупку новых. Я и сам, если честно, отъездив на своем автомобиле уже три года, менять его не собираюсь. Буду ездить дальше».

Еще одной причиной того, что вологжане не спешат обновлять свой автопарк, является нынешнее качество новых машин.

«Качество автомобилей упало, — рассказал Ранпресс владелец «гаражного сервиса» в Вологде по имени Сергей, — поэтому счастливые обладатели иномарок 10-15 летней давности действительно не спешат их менять. Я это вижу сам, когда занимаюсь ремонтом и дальнейшей перепродажей автомобилей. «Лохматки» 10-12 лет, особенно «японцы» уходят гораздо быстрее, чем, например, «корейцы» 2-3 лет. Цена примерно 300 тысяч и чуть меньше».

«Если раньше при сколе на автомобиле можно было заметить белое пятно — грунт, то сейчас на поверхности сразу железо. Это значит, что производители начали экономить на грунтах, считая, что чем раньше сгниет, тем быстрее купят новую, — говорит Юрий Красильников. — Надо отдать должное известной японской марке автомобиля, которая зашла когда-то на российский рынок с высочайшим качеством. И что мы видим сейчас?  У внедорожника, на котором еще пять лет назад по гарантии меняли решетку, потому что она начинала ржаветь, сегодня пороги начинают покрываться ржавчиной через два года. А ремонтирует их владелец за свой счет».

Любопытно, что даже автовладельцы, имеющие достаточно приличный доход, иногда выбирают старый автопром. «У меня праворульная «Тойота» 1995-го года выпуска. А это означает невероятный запас надежности, копеечное обслуживание и комплектацию, которая в европейских моделях появилась в середине нулевых, — прокомментировал Ранпресс российской писатель и сценарист, автор цикла книг «9 рота», сериалов «Охотники за головами», «ОСА» и других Дмитрий Грунюшкин. — К сожалению, ничто не вечно, и в четверть века даже «Тойота» начинает капризничать, да и ржавчина появилась. Новую не хочу принципиально, потому что это обслуживание у официалов, а это тройная цена при отвратительном качестве, плюс обкатка, плюс никому не известные косяки, которые вылезают у новых машин. Ну и вообще очень печалит качество нынешнего автопрома. К тому же мне нужен универсал, а их на российском рынке почти нет».

Денег нет, но мы держимся

Однако главной причиной того, что российский автопарк стремительно стареет, остается уровень жизни населения.

Как рассказали Ранпресс в Национальном бюро кредитных историй, Вологодская область входит в топ-40 российских регионов по среднему размеру автокредитов. Сегодня наш регион занимает 25 строчку рейтинга, которая свидетельствует, что если в 2015 году сумма автозайма в Вологодской области составляла 535 064 рублей, то в 2018 году она выросла до 610 358.

С одной стороны, немного. С другой, по итогам 2017 года средняя зарплата в Вологодской области почти на 20% ниже, чем по стране в целом – 31636 рублей против 39144 рублей. Вологдастат констатирует: реальные доходы вологжан за прошлый год снизились почти на 8%, а по количеству денег, потраченных в среднем за год каждым жителем региона, Вологодская область находится на последнем месте среди своих соседей по федеральному округу.

Автопроизводители же наоборот регулярно рапортуют о повышении цен. В начале этого года автоконцерны снова повысили стоимость более чем на половину представленных на рынке марок. В их числе и отечественный АвтоВАЗ: любой автомобиль марки Лада стал в 2018 году дороже в сравнении с 2017-м на 2,5%. Корейский Kia на 0,8%, Hyundai – на 1,5%, Volkswagen на 2%.

«В целом, — констатируют эксперты «Автостата», — рост стоимости автомобилей, который случился в начале 2018 года, вполне терпимый. 2-2,5% -это чуть ниже инфляции предыдущего года, что вполне нормально. Однако если государство все же повысит утилизационные сборы, очевидно, автопроизводителям придется задуматься о том, чтобы пересмотреть ценники в дилерских центрах еще раз».

«В итоге наблюдается такое явление: вологжане стали ремонтировать свои автомобили не сразу в полном объеме, а по частям, — прокомментировали Ранпресс в крупной вологодской СТО «С-Сервис. — Сначала сделают одно, затем накопят денег и снова приезжают. Автопарк стареет, это замечаем и мы. И качество новых автомобилей снижается. Между тем, производители запчастей по – прежнему предлагают детали к автомобилям 1982-1985 годов выпусков и младше. Их можно купить, и они действительно пользуются спросом. Например, на «Ауди» 35-летней давности, как это ни странно».

Роста спроса на новые машины эксперты не ожидают. «В 2018 году рынок будет выражено разделён на первое и второе полугодия, — считает президент «Фаворит Моторс» Владимир Попов, — в первом мы увидим рост около 10% относительно 2017 года, но коснётся это, в первую очередь, нижнего и среднего ценового сегментов. Во второй половине года нас ожидает существенное замедление темпов роста».